Эффективность работы любого магазина закладывается еще на стадии разработки его дизайн-проекта. Ведь от способа расстановки оборудования, рационального разграничивания зон размещения товаров зависят обороты магазина. Поэтому к подбору оборудования и разработке дизайн-проекта необходимо относиться со всей серьезностью. Часто перед снабженцами встает нелегкий, длительный процесс выбора потенциального поставщика оборудования. Далеко не все предприятия торговли могут предложить весь перечень оборудования, необходимый для полноценного функционирования магазина. А это сопряжено со многими трудностями и не малой «головной болью» для снабженцев. Необходимо заниматься поиском фирмы, которая разработает проект, фирмы, которая поставит торговое оборудование, смонтирует и т.д.,  бесчисленные согласования займут много времени. Конечно, найдя универсальное предприятие, которое не только поставит и смонтирует все необходимое оборудование, но и выполнит все предварительные работы по разработке дизайн-проекта магазина, снабженцы решат все свои проблемы.

Дизайн-проекты, разработанные группой компаний  «Grelens Group», можно посмотреть на сайте в разделе «Выполненные проекты». Стоит отметить такие работы, как магазин «Октябрьский» Светлогорского РайПО, минимаркет «Гермес», магазин «Мясной Смак» , магазин на АЗС «Юнайтед Компани» , магазин «Кунцевщина» и другие.

Значительное место в торговом зале магазина занимает неохлаждаемое оборудование. Ведущая роль здесь принадлежит стеллажам, которые одновременно являются функциональным оборудованием и важным элементом дизайна магазина. Стеллажи могут использоваться в любых отделах магазина благодаря большому спектру аксессуаров (всевозможных видов полок, крючков, подсветки и т.д.) и разнообразию стилей (пристенные, островные, торцевые, хлебные, кондитерские и т.д.).

Для экспозиции товаров, требующих особых условий хранения, в торговом зале широко используется холодильное оборудование: охлаждаемые витрины, холодильные шкафы, регалы, бонеты. Регалы особенно удобны в залах самообслуживания. Перечень продукции, который можно хранить и выставлять в холодильных горках, очень широк. Он включает мясную и молочную гастрономию, мясные, рыбные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты. Холодильный шкаф используется для хранения прохладительных напитков и пива.

В торговом зале также выделяют зону  для дополнительного обслуживания покупателей (место для хранения сумок, мини-кафе). Здесь размещают покупательские корзины или тележки, камеры хранения, барную стойку.

Для формирования целенаправленных покупательских потоков, а также для ограничения зон прохода посетителей в магазинах ставят специальные ограждения и турникеты.

Кроме торгового оборудования, атмосферу торгового зала формируют вывески, указатели, система освещения, вентиляция и т.д.

Планировка торгового зала должна обеспечивать контроль за выходящими из зоны самообслуживания покупателями. Это достигается размещением кассовых боксов в едином для всей зоны самообслуживания узле. Кассовые боксы устанавливаются так, чтобы кассир-контролер сидел лицом к торговому залу, а покупатели подходили к нему с левой стороны. За пределами узла расчета устанавливаются упаковочные столы, на которых покупатели перекладывают купленные товары из покупательских корзин.

Основная задача, стоящая перед продавцами, – создать все условия, позволяющие посетителям магазина делать покупку с минимальной затратой времени и максимальными удобствами, подтолкнуть их приобрести больше единиц товара, чем они запланировали. Как показывают исследования, две трети покупателей, входя в розничный магазин, еще не знают, что конкретно они хотят купить. Чаще всего покупки совершаются не по заранее составленному перечню, а импульсивно, по принципу «пришел, увидел, купил». И даже, если покупка товара предварительно запланирована, 7 из 10 покупателей принимают решение о выборе того или иного товара непосредственно в торговом зале. Исходя из выше сказанного, стеллажи, прилавки и холодильные витрины необходимо размещать таким образом, чтобы посетители не только подходили ко всем отделам, но и совершали как можно больше покупок, особенно товаров импульсивного и пассивного спроса (т.е. те, которые покупатель не будет специально искать). Товары пассивного спроса располагают в местах интенсивного покупательского потока, а ярко выраженные товары импульсивного спроса, как правило, – в передней части магазина или возле кассы.

Направление покупательского потока должно обеспечивать комплексную покупку. В этом случае, рядом с товарами основного спроса располагают сопутствующие товары. Например, вино – рядом с конфетами или сыром, рыба – рядом с маслом и т.д.

Регалы с овощами и фруктами располагают в самом начале движения потока покупателей, так как эта продукция является высокоприбыльной и лучше предлагать ее покупателям до того, как они наберут товаров на большую сумму в других отделах.

Скоропортящиеся продукты обычно размещают по периметру магазина в дальних местах, чтобы покупатели проходили через весь торговый зал и тем самым пополняли свои покупки.

Хлебобулочные и кондитерские изделия чаще всего находятся недалеко от входа в торговый зал, т.к. выпечка в большей степени относится к товарам импульсивного спроса.

Около отдела молочных продуктов большинство покупателей делает последнюю остановку, поэтому его часто размещают вдоль стены, противоположной овощному отделу.

В отдаленных местах зала, в стороне от общего покупательского потока, размещаются товары, требующие времени на спокойный выбор из представленного перечня торговых марок данного товара (хозяйственные товары, бытовая химия и т.д.). Порой при выборе такого товара необходима индивидуальная консультация.

Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна быть достаточной, чтобы обеспечить свободное, беспрепятственное движение потоков покупателей. Свободный доступ к товару повышает оборот на 30-70%, а плохой обзор, отсутствие доступа могут снизить оборот вдвое.

Как мы смогли убедиться, главный принцип размещения отделов, оборудования и товаров заключается в том, чтобы путь к нужному товару и выходу располагался и через другие товары.

Рассмотрим несколько общих советов по проектированию зон магазина:

1)  Нельзя размещать рядом два или несколько отделов, где могут скопиться очереди в вечерние часы или выходные дни;

2)  Необходимо исключать появление мертвых зон – зон с наименьшей проходимостью;

3)  Если при проектировании размещения отделов не предусмотреть пересечение покупательских и товарных потоков, это может привести к неудобству передвижения, что в результате скажется на прибыли.

Таким образом, способ размещения стеллажей, витрин и прилавков в торговом зале влияет на товарооборот магазина и эффективность его работы. Поэтому на начальной стадии открытия любого магазина особое внимание следует уделить вопросу его проектирования.

Коллектив «Grelens Group»