По образу и подобию

«Пандора  посетит Вас после полудня»- почему-то именно так мне представляются странствия холодной красавицы вместе со своим загадочным ящиком в ХVIII веке. Похоже, ее создатели прекрасно владели не только знаниями древнегреческой мифологии (если назвали куклу в половину человеческого роста « Пандорой», а ее полный гардероб одежды хранился в не менее загадочном ящике), но и элементарными приемами маркетинга.

Кукла с легендарным именем служила для демонстрации новинок парижской моды. По легенде именно Пандора считается прообразом  манекена. Менее сказочная  версия гласит, что первым манекеном была портновская болванка в шляпе и костюме, которую выставляли портные в окнах мастерской.

« Сегодня задача магазинов — не только торговля одеждой, обувью и другими товарами , но и , как это ни парадоксально, торговля ощущениями, красотой и праздником,- считает директор ООО « Оборудованиеторг» Елена Гребенщикова, — И этого ждет современный покупатель, Вот и получается, что традиционных методов представления товаров в торговом зале недостаточно. Привычные вешала, стенды и стеллажи являются только подставкой под товар, и для дополнения картины не обойтись без манекенов. Манекены в витринах служат для привлечения покупателей, в торговом зале – для создания единого неповторимого имиджа магазина, они прекрасно демонстрируют достоинства одежды. Согласитесь, порой бывает трудно оценить те или иные преимущества платья или костюма, когда они висят на вешалках. Манекены же позволяют вещи проявить себя, со всей силой заиграть».

Для того чтобы манекен как можно лучше выполнял свою функцию, необходимо определиться с его внешностью. Ведь существует три вида этих молчаливых помощников: человекообразные, портновские и демонстрационные формы. От того, какую  вы выберете, напрямую зависит имидж и стиль магазина, социальное положение и  возраст покупателей.

Самыми яркими и интересными являются цельные манекены: они имитируют человеческую фигуру. Это направление представлено наибольшим разнообразием. Они делятся ,  в свою очередь, на стилизованные или скульптурные – их очертания приближены к человеческим, но они не должны полностью копировать людей. Это и античные фигуры, и авангардные металлические конструкции, статичные и движущиеся. Яркий пример подобного креатива  можно увидеть в витрине столичного бутика молодежной одежды « Трафик».

«В витрине стоят три скульптурных манекена,- рассказывает заведующая магазином Мария Нестерова.- Мужской, женский и по центру- наш любимый персонаж. С одной стороны это очень смелый ход: не каждый согласится поместить на витрине манекен , верхняя часть тела которого изображает знак победы – латинскую букву «V» , сложенную пальцами. Это необычно и заставляет людей приостановиться, зайти в бутик. Конечно, это недешевое удовольствие : оригинальные манекены стоят дороже базовых моделей, но оно себя оправдывает».

Натуралистические манекены максимально приближены к человеческому образу. Шикарный макияж , наличие утонченного маникюра, прически по последней моде – и их без труда можно принять за живых людей. Стоимость таких моделей в разы дороже скульптурных : для некоторых особей роспись лица делается вручную.

Портновские манекены предназначены для конструирования одежды, и для ее демонстрации. Как правило, это мужские или женские торсы на стойке, обтянутые темной тканью. Как выше уже отмечалось – это один из первых, классических видов манекенов. Его достоинство: точность и оптимальность демонстрации одежды. И, несмотря на века, они  сохранили свой шарм, являются прекрасным дополнением имиджа. При созерцании таких манекенов покупатель концентрируется на представленном товаре. Они прекрасно подходят для демонстрации классической деловой одежды, для торговых фирм с многолетней историей традициями.

Демонстрационные манекены – наиболее частые « обитатели» на рынках и в торговых центрах республики. Это- изображение лишь части человеческого тела: голова для демонстрации шляп, кепок ; ноги для показа чулочных изделий ; руки и бюсты можно нередко увидеть в ювелирных магазинах.

При производстве манекенов используются различные материалы. Это и фибергласс – композиционный материал, стекловолокно, пропитанное эпоксидной смолой, гибкий и прочный. И более известные : пластик, полиуретан, дерево, плюш, картон и папье-маше. Сейчас все более популярны фигуры из кованого металла, некоторое время подобные модели можно было увидеть в столичном бутике « СОХО», а также хромированные, проволочные, прозрачные торсы, фигуры из грубого холста с крупным плетением, плетеные фигуры из соломы, ивы. Скульптурные манекены и средства их воплощения почти безграничны. Другое дело, насколько заказчику хватит смелости.

« Изготовление манекенов – процесс сложный и трудоемкий,- рассказывает Елена Гребенщикова.- Он требует специального оборудования и материалов, больших площадей и опытного персонала. Для создания манекена в полный рост сначала сканируется изображение живой модели, затем оно обрабатывается на компьютере и создается виртуальный прототип, и только потом делается макет и форма для изготовления манекена.

Количество европейских фирм, которые изготавливают немых продавцов, невелико: Arthema Group, Manex Bath и другие. На создание же одного базового образца уходят месяцы с затратами от 3 до 15 тысяч евро. От этого и цена на последние, самые модные европейские модели превышает 1 тысячу евро. Потому на белорусском рынке преобладают китайские и корейские манекены. Их стоимость варьируется от 10 долларов до 1000 долларов. Гарантия на этот вид оборудования действует один год со дня приобретения, но при бережном отношении манекен может служить от 3 до 5 лет».

В некоторых магазинах манекены стоят и по 10 лет. Однако, желая продлить жизнь манекену, не стоит забывать, что на них есть мода. Их она тоже не щадит: в среднем « век популярности модели длится 2-4 года.

Приобрести качественный манекен недостаточно. Надо уметь правильно его поставить . От цели необходимо отталкиваться при расположении этого торгового оборудования. Так, товарные манекены, которые служат для обращения  внимания покупателей именно на новинки сезона, специалисты советуют размещать непосредственно с местом выкладки предлагаемого на манекене товара.

«Если широко используется перекрестная выкладка товаров, то ассортиментная композиция должна быть и визуальным, и, пространственным центром ,- рассказывает директор компании «Оборудованиеторг» Елена Гребенщикова. –Когда отдел продает узкий ассортимент , а большинство товаров перекрестного спроса расположены дальше по ходу движения посетителей, лучше разместить композицию при выходе из отдела.

Ассортиментные манекены следует располагать в « холодных « зонах торгового зала, где внимание покупателей недостаточно. Имиджевые – говорят сами за себя. Их размещают на витринах, внутри магазинов на входе в торговый зал перед каждой зоной по ходу движения покупателей.

В торговом зале несколько манекенов можно расставить в один ряд, но и здесь есть свои условия: во-первых, их не должно быть больше трех, во- вторых, они обязательно должны отличаться позами. На витрине манекены лучше не располагать в одну линию – исчезнут перспектива и глубина. Ярким примером интересной перспективы с натуралистичными манекенами служит витрина столичного  бутика « ТеrraNova».

Мода на манекены изменчива и порой непредсказуема.

«Тенденция прошлого сезона – манекены черных и белых цветов,- рассказывает декоратор ОАО « ГУМ» Таиса  Бородич. —  В этом сезоне в моде натуралистические манекены и скульптурные телесного цвета без головы. Мы собираемся менять свои « модели», но не думаем, что наши покупатели нас правильно поймут, если мы остановим выбор на последней тенденции моды. Поэтому решили отдать предпочтение классическим натуралистическим объектам».

Закономерность появления безликих манекенов прояснила директор компании « Оборудованиеторг» Елена Гребенщикова : « Сталкивались с ситуацией, когда торговые работники отдавали предпочтение манекенам без лиц. Они аргументировали это тем , что если их покупателям не нравится лицо манекена, на который одета та или иная вещь, то товар плохо продается. В выборе того или иного манекена многое зависит от идеологии и стиля самого магазина».

Сегодня многие отдают предпочтение ростовым стилизованным манекенам без лиц, нестандартных цветов. Считается , что они не отвлекают покупателя, подчеркивая универсальность и доступность одежды. Кроме того, наблюдается возврат к классическим манекенам, в позе которых прослеживается легкое, едва заметное движение с эмоциональной окраской.  

                                                                                                 №1 ноябрь 2008 года